Текущее время: 14 дек 2018, 05:53

ПУТЬ К ОДИНОЧЕСТВУ И САМОСОЗНАНИЮ

Активные темы
Добавить в закладки

Вам подарок от форума! Хотите посмотреть?

Случайная помощь: Используйте ссылку "Подписаться на тему", которая позволяет уведомлять вас по почте о новых сообщениях в теме

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
 #1 Сообщение 01 июл 2010, 23:15 / Сказать СПАСИБО за это сообщение!  

[автор этой темы]

Странник
Странник

Это первый пост темы


Пол: Мужской

ПУТЬ К ОДИНОЧЕСТВУ И САМОСОЗНАНИЮ
(М.Бубер)
Центральная идея Мартина Бубера (Buber, 1878-1965), еврейского религиозного философа и писателя, – бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром ("диалогический персонализм"). Проблему одиночества философ рассматривает в связи с проблемностью человеческого существования вообще.

§ 1. Одиночество и проблема человека

В человеческой истории бывали времена, когда люди не видели в самих себе непостижимой тайны. Мир и люди в нем казались более или менее понятными, не было места чувству тревоги перед неразрешимыми вопросами вроде "что я такое?", "почему я существую?", "для чего я существую?". Человечество просто было не готово к таким вопросам. Сознание должно дойти до какого-то критического пункта в своем развитии, чтобы заметить таинственность человеческого существования. Такой момент, по мнению Бубера, может наступить не раньше, чем человек осознает свое одиночество. Он пишет: "Более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию <...> человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном "Я" увидеть человека, а за собственными проблемами – общечеловеческую проблематику. <...> В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя..."2

2 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 164.

Кто же способен искать ответ на проблему человеческого существования? Те самые люди, которые прошли муку одиночества, смогли одолеть ее, сохранив при этом познавательную энергию, которую дает одиночество.

§ 2. Эпохи обустроенности и эпохи бездомности

В истории европейской мысли осознание бесприютности и одинокости человеческого существования возникло не вдруг и не сразу. Этот процесс углублялся от эпохи к эпохе, и с каждой ступенью, по мнению Бубера, одиночество становилось все холоднее и суровее, а спастись от него было все труднее.

Бубер различает в истории "эпохи обустроенности" (Behausheit)3 и "эпохи бездомности". В эпоху обустроенности человек чувствует себя органичной частью космоса – как в обжитом доме. В эпоху бездомности мир уже не кажется гармонически упорядоченным целым, и человеку трудно найти себе "уютное место" в нем, – отсюда чувство неприкаянности и "сиротства".

3 В другом варианте перевода понятие "Behausheit" выражено словами "домашняя эпоха".

Самочувствие обустроенности характерно, например, для мышления древних греков. Наиболее полное выражение оно нашло, как полагает Бубер, в философии Аристотеля. Мир тут представляется замкнутым пространством, этаким "домом", где человеку отведено определенное место. Человек тут – вещь наряду с другими вещами, наполняющими мир; он не кажется себе непостижимой тайной; он не гость в странном и непонятном мире, а обладатель собственного угла в мироздании. В рамках такого мировоззрения нет предпосылок для того, чтобы человек осознавал себя фатально одиноким. -

Первым, кто по – новому поставил вопрос о человеке – не как о вещи среди вещей, по мнению М.Бубера, был Августин Аврелий (354-430), живший в эпоху, когда под влиянием формировавшейся христианской картины мира рухнуло аристотелевское представление о шарообразном едином мире. Место погибшей сферической системы заняли два независимых и враждебных друг другу царства – царство Света и царство Мрака. Человек, состоящий из души и тела, был поделен между обоими царствами, стал полем битвы между ними, оказался как бы в подвешенном, бесприютном положении. "Что же я такое, Боже мой? Какова природа моя?" – вопрошает Августин. Он называет человека grande profundum, великой тайной. Именно эпоха бездомности могла побудить Августина удивиться бытию человека, не подобного прочим тварям вселенной и занимающего особое положение в мире.

Однако в дальнейшем христианская вера и мысль создали новый космический дом для одинокой души после-августиновского Запада. Христианство "обустроилось", его мир стал даже еще более замкнут, чем мир Аристотеля, ибо теперь не только пространство, но и время было представлено замкнутым, имеющим окончание в день Страшного суда. Строительство христианского "дома" увенчалось учением Фомы Аквинского (1225/1226-1274), в котором вопрос о природе человека уже не казался проблемой. "Антропологический вопрос снова удаляется здесь на покой, – пишет М.Бубер. – У обустроенного и беспроблемного человека едва ли проснется когда-нибудь желание очной ставки с самим собой..."4

4 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 167.

В конце средневековья и начале Нового времени стройная картина мироздания вновь дрогнула. В философии Николая Кузанского (1401-1464) мир был представлен бесконечным в пространстве и времени, а Земля, следовательно, лишилась центрального положения. Довершил разрушение средневековой схемы Николай Коперник (1473-1543), без обиняков объявивший Землю рядовой планетой Солнечной системы. Земная твердь начала утрачивать роль незыблемого фундамента всего мира: она сама подвешена в невообразимой бесконечности. Человек в этом мире оказался беззащитным перед бездной бесконечности. Эту несоизмеримость человека со Вселенной "с непревзойденной и поныне ясностью" прочувствовал и выразил, по мнению М.Бубера, Блез Паскаль.

В результате перемен в мировоззрении, происшедших в Новое время, личность "стала бездомной посреди бесконечного". "...Был расторгнут изначальный договор Вселенной и человека, и человек почувствовал, что он в этом мире пришелец и одиночка". С тех пор "идет работа над новым образом мироздания, но не над новым мировым домом... Человеческого жилища из этой Вселенной уже не выстроить"5. Поколению, которому предстоит выработать новую космологию, придется, считает Бубер, отречься от всякого образа мироздания и жить в неизобразимом мире: imago mundi nova – imago nulla (новый образ мира – никакого образа). Космос Эйнштейна можно помыслить, но нельзя вообразить. Человек вынужден принять как факт свою бездомность и затерянность во Вселенной.

5 Там же. С. 170.

Еще одну попытку обрести философскую уверенность в мире предпринял Гегель. Его грандиозная философская система, однако, представляет собой "дом" только во времени, в истории, но не в пространстве; да и время у Гегеля не "конкретное" (живое, необратимое), а только мыслимое. "Мировой дом Гегеля восхитителен, – говорит Бубер, – в нем все можно объяснить, <...> но как жилье он никуда не годится. Рассудок утверждает его, слово – восхваляет, однако действительный человек сюда не вхож"6.

6 Там же. С. 177.

К.Маркс предложил не новую модель мира, а только новую модель общества – "дом", сооружаемый из производственных отношений. Бубер одобрительно отзывается о его концепции развития общественного бытия и вместе с тем указывает на то, что Маркс, вслед за Гегелем, учитывает лишь "мыслимое" (космологическое) время, не знающее необратимости человеческого выбора.

Наконец, XX век, с его глобальными потрясениями, вполне открыл человеку глаза на его бесприютное, негарантированное существование. М.Хайдеггер, назвавший язык домом бытия, уже не строит ни космического, ни социального "дома". У Хайдеггера одиночество человека мыслится как благо, позволяющее ему быть самим собой и противостоять обезличивающему влиянию "люда" (das Man). Одиночка Хайдеггера ищет общения только с самим собой.

Так М.Бубер излагает путь, приведший современную философию к представлению о фатальном одиночестве человека.

§ 3. Индивидуализм или коллективизм? – ложная альтернатива

Итак, XX век породил, по словам Бубера, "невиданное по своим масштабам слияние социальной и космической бездомности, миро- и жизнебоязни в жизнеощущении беспримерного одиночества. Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира"7.

7 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 228.

Есть ли выход из тупика одиночества? Реакциями на новую ситуацию бездомности оказались индивидуализм и коллективизм. Первая реакция – индивидуализм, – чтобы спастись от отчаяния, поэтизирует одиночество. Индивидуалист принимает его как рок и пытается внушить себе amor fati8 – "любовь к року". Это – иллюзорное решение, ведь чтобы справиться с ситуацией, одной лишь ее поэтизации недостаточно.

9 Amor fati (любовь к року) – выражение стоиков; у Ницше оно означает радостное принятие сверхчеловеком своей судьбы.

Вторая реакция – коллективизм – состоит в том, что личность, спасаясь от одиночества, пытается раствориться в каком-нибудь большом групповом образовании. Но это растворение само по себе не дает единения личности с личностью.

Эпоха индивидуализма, по мнению Бубера, уже миновала, а коллективизм находится на вершине своего развития, но и в нем уже видны признаки вырождения. Ни тот, ни другой не решают проблемы одиночества, и выбор одного из этих двух – это ложная альтернатива. Подлинным решением является "Третье" – диалогическое существование человека с человеком. Это "Третье" Бубер называет сферой "Между" (das Zwischen). Сфера "Между" – это как бы узкая кромка, на которой происходит встреча Я и Ты. Познание сферы "Между" и должно помочь человечеству в преодолении одиночества. (Подробнее о буберовской концепции диалогического существования мы поговорим в разделе "Коммуникация".)

Прежде чем обратиться к современным философским трактовкам феномена одиночества, ознакомимся с суждениями французского мыслителя XVII столетия, предвосхитившего ряд идей экзистенциалистов XX века и высказавшего "несвоевременные" мысли, удивительно созвучные нашей эпохе.


[ в друзья | в недруги ]
 Профиль Отправить личное сообщение  
 #2 Сообщение 02 июл 2010, 15:42 / Сказать СПАСИБО за это сообщение!  
Путник
Путник
Аватара пользователя

Пол: Женский

wsws12
Хочу только добавить что одиночество конечно есть путь к самосознанию. Но это очень тяжелый путь и может привести к неправильной трактовке твоего жизненного пути.


Все, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей - не видна.


[ в друзья | в недруги ]
 Профиль Отправить личное сообщение  
 #3 Сообщение 02 июл 2010, 15:52 / Сказать СПАСИБО за это сообщение!  
Прохожий
Прохожий
Аватара пользователя

Пол: Женский

Если честно, так сложно читается и понимается с трудом. Ни в коем случае не умаляю трудов всех вышеупомянутых авторов, но... Жикаренцев, Свияш и многие другие намного проще и понятнее всё излагают. Извините.


[ в друзья | в недруги ]
 Профиль Отправить личное сообщение  
 #4 Сообщение 02 июл 2010, 20:04 / Сказать СПАСИБО за это сообщение!  
Странник
Странник
Аватара пользователя

Настр: Светлое

Пол: Женский

Имя: Людмила

Я про одиночество знаю не по наслышке. Правда не знаю в этом особой проблеммы, хотя не стану лукавить, что иногда одиноко.
Когда - то для меня был другом тот, кто постучал в мою дверь, т. е. любой. Открылось видение, появилась переоценка ценностей. Я не захотела тратить своё время на пустую болтовню. Мне понадобилась тишина.
Учителя говорят, что мы должны быть в социуме как бы нам трудно не было. Нам надо научиться перерабатывать в себе негативную энергию и не только свою, а это можно делать только в общении.
И всё же в посвящении есть время, когда ты должен быть отрешённым, должен быть один. На гору не все могут залезть, особенно если эта гора Эверест.
В законах Ману написано; если ты не встретил достойных друзей, то укрепись в своём одиночестве.
Если человек самодостаточен и увлечён, он и не страдает очень уж.


[ в друзья | в недруги ]
 Профиль Отправить личное сообщение  
 #5 Сообщение 03 июл 2010, 23:24 / Сказать СПАСИБО за это сообщение!  

[автор этой темы]

Странник
Странник

Пол: Мужской

Я если честно сам ничего не понял.
Но вроде как то так:
1) Полное одиночество современного человека ("подкидыша природы") по Буберу - следствие его "бездомности" в бесконечном времени и пространстве. Он пишет что можно отказаться от поиска пути домой (поэтика крайнего индивидуализма), либо искать путь домой в коммуникации. Причем крайний коллективизм - самое популярное решение современности Бубер отвергает, т.к. полное вливание в коллектив размывает личность, а там где нет личности там нет диалога личностей.
2) По Буберу само существование человека (и его личности) возможно только в диалоге с Богом, природой, человеком.

Путь домой - это путь от бесконечности к границам, т.е. это прежде всего познание сферы "между" Я и Богом, природой, обществом.

Звучит как чушь.


[ в друзья | в недруги ]
 Профиль Отправить личное сообщение  
 #6 Сообщение 08 июл 2010, 00:42 / Сказать СПАСИБО за это сообщение!  
Странник
Странник
Аватара пользователя

Настр: Светлое

Пол: Женский

Имя: Людмила

А вот парадокс, нас много, и даже единомышленники есть. но все мы при этом испытываем одиночество. И даже в нирване, вокруг суетятся энергии, а чувство обособленности присутствует. Может быть это стремление быть индивидуальностью? И чем дальше уходишь, тем тоскливей становится. С пасаешь себя мантрой, молитвой, как наркотиком. А где то блаженство Кришны? Тоже в мантре Харе-харе?
У меня бывают состояние общности, но почему-то не с людьми, а с природой. там я блаженна, там я растворяюсь.

Настроение:
Птичка у моего изголовья
Села на куст,
Бабочка надо мной летает...
Как мир этот густ,
И ничего в нём не исчезает.
* * *
В небо смотрю.облака, синева,
Душа как цветок ароматом благоухает.
Тает, тает, и в синюю даль
За собою меня увлекает.
--------------------------------
Не ищи. Меня нет.
Я растаела в этом небе
Где живёт синева,
Где живёт чистота.
Где наверное ты и не был.

Я ушла от тебя в те высокие дали
Где напевы просты и понятны.
Где гармония чувств, где мелодия слов
Однозначны и ясны и внятны.

Здесь любовь лишь имеет значение,
Но не страстью живёт она.
Не дарит она слов унижения,
Не испытывает порабощения.
Здесь свобода и мудрость важна.

Я ушла. Меня нет.
Отзвучала мелодией ветра.
Отцвела.
Простучала дождём по земле.
Я ушла.
И тебе шлю привет из далёка.
Может вспомнишь когда обо мне.
--------------------------------------
Дурацкая рифма, но настроение для меня ценное. Тут у меня одиночество как тихая грусть.


[ в друзья | в недруги ]
 Профиль Отправить личное сообщение  
 #7 Сообщение 08 июл 2010, 10:09 / Сказать СПАСИБО за это сообщение!  
Пилигрим
Пилигрим
Аватара пользователя

Пол: Женский

plutonij писал(а):А вот парадокс, нас много, и даже единомышленники есть. но все мы при этом испытываем одиночество. И даже в нирване, вокруг суетятся энергии, а чувство обособленности присутствует. Может быть это стремление быть индивидуальностью?

Думаю, что так и должно быть. Это, скорее всего, часть программы.


[ в друзья | в недруги ]
 Профиль Отправить личное сообщение  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей

Похожие темы


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron