Об отречении
<21.07.2012>
[CLXXXVI.1(556)] Оставившему мирские привязанности без смятения — принадлежит весь Мир. Но если ты не отпускаешь мирское, если продолжаешь держаться за него, говоря о том, что «отрёкся» от Мира, тогда ты тем самым порождаешь в своей душе разлад и отныне не будешь знать мира (покоя) в своём внутреннем Мире — до тех пор, пока не вернёшься к мирским заботам либо не оставишь их полностью. Блажен тот, кто ещё не знает тягот Пути, и несравнимо блаженнее тот, чей Путь уже завершён. Но если ты остановился посередине, будь готов к переживанию того, что испытывает железо между молотом и наковальней. Будь готов в пламени Духовных радений очищать своё Сердце от мирской окалины — снова и снова, пока острие твоей Истинной Воли не будет отковано, закалено и отточено, дабы исправно служить своей Цели.
Сначала умри! А потом снова живи!.. Забудь о традициях! Убей самого себя! Только умерев, можно получить Новую Жизнь. Именно в этом заключается настоящее Блаженство. Высшее Блаженство! Где нет ума, рассуждений и размышлений, нет тела и окружающего Мира, ни Рождения, ни Смерти, ни тебя, ни меня, — только Чистое Блаженство![3]
[CLXXXVI.2(557)] От чего мы можем отречься? Лишь от того, что изначально не принадлежит нам, что не является нашей Истинной Природой. Но никакое отречение само по себе не приведёт нас к САМО-реализации; когда же мы раскрываем свою Истинную Природу, тогда никакое отречение нам уже не нужно. Чтобы ясно видеть себя настоящего, необходимо пребывать ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, будучи не в состоянии отречения от чего бы то ни было, а в состоянии полного принятия Действительности во всех Её проявлениях. Прошлое уже ушло, — от него не нужно «отрекаться», его нужно просто отпустить без сожалений и пустых сомнений. И если прошлое отпущено, и мы примирились с тем, что было с нами ранее, — мы можем смотреть без страха в будущее, без ложных надежд и обусловленных прошлым опытом проекций.
[CLXXXVI.3(558)] Ниже приводятся тезисы к моему выступлению на Форуме Конгресса Адвайта-Веданты, проходившему сегодня в Москве (заявленная тема Форума: «Культура садху»):
1. Я не даю абсолютных формулировок и готовых ответов. Я лишь предлагаю задуматься над некоторыми вопросами и найти самостоятельные решения. Ответы, полученные извне, в большинстве случаев не способны нас изменить или вывести на новый уровень осознания. Они остаются лишь информацией для ума, грузом памяти. Но ответ, который был найден самостоятельно, открыт изнутри, — может стать для нас подлинным Ответом.
2. Прежде необходимо разобраться с терминологией и ясно увидеть сам предмет нашей беседы. Разные Религиозные традиции по-разному понимают Духовность. Так, для одних Духовность ассоциируется со следованием морали, тем или иным предписаниям и правилам; для других — с поиском своей Истинной Природы, НЕРОЖДЁННОГО. Для одних Духовность становится чем-то вроде одержимости определённым комплексом идей, для других Духовность начинается там, где заканчиваются любые идеи, где ограниченный человеческий ум сталкивается с Непостижимым.
3. Мы будем говорить о Духовности за пределами одержимости и формализма. Одержимость «плохими» и одержимость «хорошими» идеями — это в равной степени одержимость, несвобода, ограниченность. Истинная Духовность не может быть механической реакцией, обусловленной нашим воспитанием, прошлым опытом, привычкой — машинальным следованием предписаниям. Истинная Духовность — это Свобода. Там, где один Образ Мира заменяется другим, — там нет Свободы, а есть лишь разные формы обусловленности. Замена «мирского» Образа Мира на «Религиозный» не приводит человека к Свободе, а лишь меняет встроенные в его ум программы, лишь сменяет одну систему обусловленностей другой.
4. Духовное Самопознание, о котором мы сегодня говорим, имеет смысл, если мы разделяем представления Ведической традиции о том, что наша Истинная Природа — это Дух (Атман), единый с БОЖЕСТВЕННЫМ, относящийся ко Вселенскому Духовному Началу (Брахману) как волна к Океану, на поверхности Которого она возникла. Причём СУЩНОСТНО ОНИ ЕДИНЫ: «Атман есть Брахман», «Ты есть ТО» («Упанишады»). Традиции, согласно которым человек создан Богом «из глины», как горшечник лепит горшок, делают бессмысленной саму идею Духовного Самопознания, ибо «горшок» не может постичь БОЖЕСТВЕННОЕ в себе, — она может лишь верить в «Милосердие» Бога, Который, возможно, предпочтёт не разбивать его сразу же после изготовления.
5. Говоря о Духовном Самопознании, следует различать такие понятия, как «вера» и «Ведание». Там, где есть вера, нет понимания, нет Ведания. Когда есть понимание, вера уже не нужна. Вера, в лучшем случае, может стать ступенью к Веданию, но лишь если из слепой убеждённости превратится в открытое доверие — доверие Учителю, собственному Духовному опыту, Реальности за пределами слов. Смена одной веры на другую, переход от одной Религиозной традиции к другой — это путь по «горизонтали» Материи, ведущий к смене форм, но не к постижению сути. Переход на новый уровень понимания, от плотского к Духовному, — это путь по «Вертикали» Духа, путь глубинного Самопознания — Путь Истинного Посвящения.
6. Мораль — это следование внешним предписаниям, выполняемое человеком, по большей части, механически, неосознанно. Нравственность — это осознанные действия в соответствии с Законами Мироздания, основанные на чувстве сопричастности всему сущему. Разные типы общества навязывают своим членам различные типы морали, в то время как нравственность не может быть навязана извне, но лишь раскрыта изнутри самим человеком. Нравственность возникает не вследствие обусловленности, не в результате следования тем или иным правилам, а по достижении определённой глубины Самопознания, Прозрения своей Истинной Природы.
7. Люди — заложники того понятийного языка, который встроен в имеющийся у них Образ Мира. Ясно видеть свою обусловленность — это первый шаг к Свободе. Знание одной традиции порой заставляет человека принимать её в качестве аксиомы, некритично, в то время как знакомство с разными традициями — различными понятийными языками — даёт возможность за частными формами увидеть общую суть, освободиться от слепого фанатизма и формализма, от абсолютизации каких-то одних форм в ущерб всем остальным.
8. Истинное отречение — это не соблюдение предписаний определённого рода вместо других предписаний. Это освобождение ото всех обусловленностей, переход от механического следования предписаниям к осознанному поведению, направляемому Истинной Волей. Если садху, приняв отречение, продолжает носить Брахманский шнур, — это не полное отречение. Если садху, отказавшись от социальных ролей в Миру (в обществе), продолжает кичиться древностью и респектабельностью Духовной традиции, к которой принадлежит, — это не полное отречение. И т.п.
9. Для Духовного Освобождения нет нужды принадлежать к той или иной традиции, для раскрытия своей Истинной Природы не нужно быть последователем того или иного Религиозного течения или секты. Для пребывания в Естественном Состоянии Первоосновы не нужно быть «отречённым», не нужно говорить о «Духовности» и «Духовном Пути», — достаточно просто быть собой — Истинным СОБОЙ — НЕРОЖДЁННЫМ.
[Заключение] Арий — значит «благородный». Но это благородство не только и не столько по Крови, сколько по Духу. Арии — это люди Пути. Арийская традиция в высшем своём проявлении — это Путь Духовного Самопознания, Путь к СЕБЕ. Арий — это дваждырождённый, прошедший Инициацию, «Второе Рождение», или Рождение не во плоти, но в Духе. Кровь даёт человеку лишь возможность, но не Реализацию. Лишь следуя Пути, Стезе Духа, человек может прорастить семя в древо, при Жизни пройдя Вратами Инициатической Смерти и обретя «Второе Рождение» — пресуществление в Духе, Истинную САМО-Реализацию. ОМ СВАСТИ! ОМ ТАТ САТ!
 Всё уже существует. Бери то, что необходимо.
|